Изделия из гипса. Внешний вид декоративных рельефов в зависимости от господствовавшего стиля и моды на отделочные материалы постоянно менялся. Их или высекали в мраморе, или отливали в гипсе, вырезали из дерева, покрывали бронзой… – и всегда они, неизменно присутствуя в интерьере богатого дома, становились украшением фасадов частных особняков, «вносили дух»,«формировали лицо» и «создавали особую атмосферу».

Все традиции, которые были заложены античностью, бережно наследовались, переходя плавно от эпохи к эпохе, совершенствуясь и приобретая совершенно новые характерные черты. Так, например, изделия из гипса всегда служили весьма достойным украшением интерьера эпохи Ренессанса и заслуженно стали не просто неотъемлемой частью, а даже, можно сказать, своего рода визитной карточкой обстановки стилей рококо и барокко. Очередного взлета и совершенства она достигла уже в эпоху классицизма, а столь непродолжительно царившему модерну также удалось внести свои характерные черты в такую интересную и продолжительную историю художественной лепнины, придав ей немного капризную элегантность, асимметричность и динамику изобразительного ряда.

Но независимо от стиля изделия из гипса всегда по праву считались признаком хорошего тона. И вполне естественно, что и на сегодняшний день они сохранили свой статус, несмотря на огромное количество частных интерьеров, оформленных на самом высоком уровне и как «эксклюзив».

Исторически так сложилось, что отдельные элементы лепного декора, как правило, напоминали стилизованную растительность. Подобные природные мотивы и по сегодняшний день являются наиболее распространенными. Как известно, традиционная лепнина – это множество изящных и плотно скомпонованных между собой деталей в виде стеблей, побегов, листьев, бутонов и цветов. Также это и лавр, и эвкалипт, и различные гирлянды из пальмовых ветвей, виноградных лоз с перевитыми стеблями. Всё это буйство форм и красок, запечатлённое в гипсе, служило людям как атрибут высокого стиля в интерьере и архитектуре в целом. Кроме этого, часто в качестве лепных украшений использовались и орнаменты, удачно имитирующие морские волны, причудливо изогнутые раковины, диковинных рыб и птиц, животных и насекомых. И каждый элемент при этом имел какое-то свое символическое обозначение. Например, цветы с фруктами всегда служили олицетворением плодородия, пальмовые или лавровые листья передавали прославляющий или хвалебный тон, а изображения змеи или совы означали мудрость и спокойствие.

В архитектурных формах, наряду с декоративным орнаментом, присутствовал и строгий, украшавший, прежде всего, античный классический интерьер. Геометрические лепные узоры не менее популярны и сегодня. Архитектура прежних эпох так или иначе всегда находила своё отражение в бордюрных фризах, больше напоминающих гирлянды, в медальонах из стилизованных бутонов и шишек, пилястрах и колоннах с нарядными капителями. В современном интерьере лепнина в большинстве случаев повторяет всё самое лучшее, что было создано на протяжении столетий.

Из того множества материалов, которые оказались пригодны для выполнения всевозможных декоративных элементов фасада либо интерьера, история во главе со здравым смыслом остановились именно на изделиях из гипса. Ведь только ей суждено было стать той техникой, которая стала традиционной для случаев, когда архитектурному творению нужно было придать немного великолепия.