С возникновением жилья у человека началась и его «напольная» история, полностью повторяющая технологические достижения, совершенствующиеся со временем. У египетских фараонов, например, благодаря освоению технологий обработки камней, пол в храмах и пирамидах был вымощен камнем. Позже, в Римской империи, в жилищах появился пол, уложенный каменной и мраморной мозаикой. Далее, с развитием гончарных ремёсел, возникли полы из керамических плит, послужившие прообразом современных кафельных плиток.
И каменные полы, и полы из керамики были очень удобны, практичны, влагостойки и поэтому очень широко применялись для хозяйственных помещений, внутренних дворцовых залов и площадей, бань, но для применения в домах на европейской территории (особенно зимой) они всё же были весьма холодными. Скорее всего, именно необходимость наличия практичного и теплого пола подтолкнула европейцев к применению деревянной отделки напольных покрытий. Возможным это стало с развитием технологий обработки дерева в готический период. В отделке простых помещений при этом использовали самые обычные дощатые полы (как прообраз массивных современных полов), которые представляли собой длинные, грубо подогнанные доски, на то время дешёвые и несложные в укладке.
В более обеспеченных домах укладывали дощатые полы, которые изготавливались из обработанных планок различных пород деревьев. Ещё чуть позже для упрощения укладочного процесса родилась мысль о разбитии монолитной деревянной доски на небольшие, геометрически правильные планки, из которых уже можно было складывать всевозможные варианты покрытий пола. Так зародился штучный паркет, а чуть позднее – паркет мозаичный и художественный.
Благодаря своим удивительным качествам в средние века паркетный пол занял главенствующее положение во дворцах, замках, домах европейской знати. Именно в эти времена паркетный пол в Европе достиг своего художественного совершенства.
На Руси деревянные полы появились несколько позже. При этом они так же, как и в Европе изготавливались сначала из широких и длинных деревянных досок, укладывая их преимущественно по всей длине помещения.
И только лишь в начале 16 века в России появились настоящие паркетные полы. Сначала это были полы, сложенные из "дубовых кирпичей" – своеобразных дубовых клепок, уложенных "ёлочкой" (косящатый рисунок), параллельно или же перпендикулярно друг другу. Немного позже зародились предпосылки развития и художественного паркета.
До конца 19-го века выполнялось производство штучного паркета, и только в начале 20-го столетия, с появлением современных технологий, некоторые фабрики приступили к массовому паркетному производству.